Народы Крыма. Культурное наследие крымских армян.

Народы Крыма. Культурное наследие крымских армян.
На нашем прекрасном полуострове проживало и проживает в настоящее время
много различных национальностей. Все живут в мире и согласии на «богом данной»
земле. Ученые считают Крым уникальным потому, что в одном и том же месте, в один
и тот же период времени находились и караимская кенаса, и еврейская синагога, и
мусульманская мечеть, и православный храм. Не только народы уживались друг с
другом, но и религии уважали друг друга…
Одним
из
древнейших
народов
полуострова являются армяне. Расцвет их местной
диаспоры приходился на время правления торговцевгенуэзцев на южном побережье.
Армяне никогда не были кочевниками, и только
крайние обстоятельства могли подвигнуть их на
миграцию. Первые армянские поселения в Крыму
относятся к VIII веку, когда Крымский полуостров
входил в состав Византийской империи, а
армянскому народу пришлось спешно спасаться от
налётов кочевников-сельджуков.
Наибольшая
концентрация
проживания
армян исторически сложилась в районе древней
Кафы (ныне Феодосии). Издавна армяне полуострова славились как хорошие торговцы
и строители, ювелиры и земледельцы. Русские летописи рассказывают о «гостяхсурожанах», крымских армянских купцах, торговавших когда-то на московских рынках.
В средние века в Кафе, Сугдее (Судаке) и Казарате построено 45 армянских церквей.
Именно армянскими князьями Гаврасовыми из Трапезунда управлялось средневековое
местное княжество Феодоро.
До XVIII в. после крымских татар именно армяне были вторым народом на
полуострове. Чтобы подорвать экономическое могущество крымского хана Шахин
Гирея русское правительство в 1778 г. решило переселить крымских греков и армян в
устье Дона и земли упраздненной государством Запорожской Сечи. С переходом Крыма
в состав России в 1783 г. крымские армяне снова возвращаются. После 1915 г. в связи с
этническим геноцидом много армян переехало сюда из владений Османской империи.
В 1944 г. армяне (до 11 тыс. чел.) с другими крымскими народами разделили судьбу
депортации в Казахстан и Поволжье. В 1989-2014 гг. число проживающих на
полуострове армян увеличилось в три раза, их сейчас живет на полуострове 11 030
человек, что составило 0,48% от числа местных жителей. В 1989 г. создана
общественная национально-культурная крымская организация армян.
Крым – это родина знаменитых братьев Айвазовских. Габриел Айвазовский –
педагог, историк, переводчик, церковный деятель. А его младший брат – великий
русский художник Иван Айвазовский. Братья родились и выросли в Феодосии. Их
деятельность неоценима для национальной культуры не только армянского народа, но
и в целом России.
Обратимся к корням крымских армян акцентируя внимание на национальных
костюмах и нарядах. В старину по наряду можно было узнать о месте проживания,
социальном статусе, семейном положении женщины. В каждом регионе были свои

традиционные костюмы, отличающиеся и по стилю, и по цвету, и по материалу
изготовления.

Национальная одежда у армян существует теперь как праздничная и театральная.
Основу традиционного мужского и женского армянского костюма составляют
рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у
щиколоток у женщин, и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки
носили архалух (тип длинного сюртука).
Поверх надевались различные типы верхней одежды типа чухи (черкески),
подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины
носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые,
войлочные и тканые шапки, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными
украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с
загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
Мужской костюм
Рубахи с низким воротом, архалук сатиновый, холщовый или шёлковый,
доходивший почти до колен, а поверх него более длинная тёмная суконная или
шерстяная чоха, присборенная и застёгивающаяся в талии. Пояс был кожаный,
наборный, серебряный или шёлковый.
Праздничный мужской костюм
Праздничная одежда у мужчин отличалась тем, что архалух был сшит из более
дорогой ткани, чоха и шнурки обуви были красного цвета (этот цвет считался

оберегом), а пояс -серебряный, который они получали во время венчания от родителей
невесты.
Мужской головной убор
На голове мужчины носили меховые папахи разных фасонов, вязаные или
войлочные шапки, обмотанные по краю платком, как тюрбаном.
Повседневный женский костюм
Женщины носили шаровары, выглядывавшие из-под края рубахи. Поверх рубахи
надевали длинный архалук с вырезом на груди и высокими разрезами по бокам.
Подпоясывали его серебряным поясом или цветным шарфом.
Атрибуты женского костюма
Женское платье шили из ткани более светлых оттенков. Поверх него обязательно
надевали фартук из сатина с тесьмой, из бархата с золотой вышивкой или ковровой
выделки.
Праздничная женская одежда
По праздникам надевали платье почти такого же покроя, но без разрезов. Рукава
платья и архалуков имели также разрез от локтя до запястья, скреплённый серебряными
пуговицами, трубочками, цепочками или другими украшениями.
Женские головные уборы
Высокая «башенка» из нескольких слоёв жёстко накрахмаленной ткани, а поверх
неё ещё несколько платков, Такие «башенки» украшали расшитыми лентами,
ленточками с монетками, серебряными и коралловыми подвесками. Такой сложный
убор «строили» на несколько дней и, чтобы не разрушить его, спали, положив затылок
на валикообразную подушку.
Повседневный женский головной убор
На замужних женщинах традиционный головной убор поши (небольшая круглая
шапочка из материи, украшенная бисером или вышивкой).
Детский костюм
До года шились просторные рубашки, но уже после первых именин наряд
дополняли «архалухом».
Не существовало различий в армянских костюмах ребят до 7летнего возраста.
Позже девочек и мальчиков воспитывали по отдельности, а первую взрослую одежду
дети получали с 10-12 лет. Национальные костюмы подростков расшивали скромными
узорами без использования вычурных украшений. В этом случае орнаменты носили
защитный характер, были призваны оберегать молодое поколение от влияния темных
сил, сглаза или порчи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».